|
Маликов В.Е., учитель высшей квалификационной категории, гимназии № 3 |
Скорость внедрения компьютеров в учебный процесс значительно отстает от темпов развития компьютерных технологий. Новая техника предоставляет и новые возможности. Одна из них – использование ресурсов сети Интернет. Однако, в реальных условиях, когда практический доступ к сети имеется не у всех учебных заведений, да и скорость работы оставляет желать лучшего, требуются большие усилия педагогов для обеспечения эффективного применения Интернет-технологий в школе. В настоящее время у гимназии имеется возможность выхода в сеть. Это позволило в достаточной мере познакомиться с Российскими ресурсами сети, получить большое количество дидактических и других материалов, которые в настоящее время успешно используются в учебном процессе. Создание банка материалов позволяет не обращаться к ним повторно в сеть, а это, при низких скоростях связи, экономит время и денежные ресурсы.
Широко мы используем сеть и для E-mail. Ежегодно, начиная с 1999 года, под руководством учителей гимназии Багаутдиновой И.П., Гарифуллиной С.Г., Мураткиной И.В., Саранцевой Е.Н. и учителя информатики Маликова В.Е. наши ученики участвуют вместе с командами со всей России в телекоммуникационных викторинах по математике, литературе, экономике, истории, организуемыми Академией информатизации РФ и Воронежским педагогическим университетом. Эти викторины проводятся ис использованием электронной почты. Практически всегда наши команды занимают призовые места в этих викторинах.
Для изучения многих тем не всегда необходим постоянный доступ к сети Интернет.
Практически изучение с учениками темы “Компьютерные телекоммуникации. Интернет” мы проводим без наличия доступа к сети.
Самый популярный сервис Internet - World Wide Web.
Нами скопированы начальные Web-страницы на диск в виде файлов, а также сделаны копии экранов. При копировании выбирались серверы основных типов (поисковые, информационно-поисковые и информационные). Что касается информации, то старались представить информацию на самые разные темы, чтобы у ребят сложилось правильное впечатление о неограниченных возможностях World Wide Web.
В качестве броузера использовался Internet Explorer.
На уроке:
Изучаем электронный учебник по Internet Explorer, имеющийся в программе;
Знакомимся с Web -страницей нашей гимназии;
Знакомимся с оформлением и содержанием начальных и некоторых других страниц на поисковых серверах Yandex , Aha , Rambler , сервере Museum .
Кроме того, во внеурочное время ученики могут познакомиться с гипертекстовыми материалами по литературе, истории, математике, информатике, полученными из сети. Эти материалы используются при подготовке рефератов, докладов на школьных, городских и республиканских конференциях и конкурсах.
Интересные с точки зрения использования в учебном процессе сайты можно сохранить на жестком диске с сохранением структуры сайта и гиперссылок при помощи программы Teleport Pro . Затем эти материалы можно использовать на уроках без выхода в сеть.
Вечной проблемой учителей, имеющих в своем распоряжении IBM компьютеры, является подбор программного обеспечения для проведения уроков. Существующие программы редко удовлетворяют учителей. Выходом из положения может стать использование INTERNET -технологий. Каждому творчески работающему учителю есть, что сказать своим ученикам и коллегам. Многие учителя разрабатывают свои учебные пособия. Эти разработки можно выполнить в виде компьютерных гипертекстовых учебников по аналогии с Web -страницами сети INTERNET . Основой WWW -страниц является гипертекст в формате языка HTML, который легок в изучении. Кроме того, в редакторе гипертекстов FrontPage можно создавать гипертекстовые документы, работая практически как в обычном текстовом редакторе. Опираясь на HTML, можно построить компьютерное хранилище, легко обеспечив множество сетевых связей между документами, их частями, любой графической (рисунков и т.д.) информацией. Строгая структуризация документов, не требуется.
Примеры страниц из компьютерного
учебника по информатике
по теме “Циклы”
Доступ пользователей к таким гипертекстовым учебникам осуществляется через любой браузер, например Internet Explorer, который поставляется фирмой Microsoft бесплатно.
Учителя, разумеется, поначалу вынуждены тратить довольно много времени на подготовку “электронных досок”, разработку эскизов HTML-страниц, но, во-первых, единая среда ( Windows ) сразу делает каждую разработку всеобщим достоянием, а во-вторых, уже на второй-третий годы работы с таким комплексом происходит значительное облегчение нелегкого учительского труда за счет наработанных ранее материалов. Впрочем, чисто психологически довольно легко затратить изрядное время на подготовку какой-либо темы, понимая, что:
- это делается раз и навсегда;
- материал усваивается учащимися значительно лучше;
- на уроке практически полностью отпадает вопрос дисциплины.
Тут уже начинает играть роль феномен не школьников, а учителей. Те, кому довелось хоть раз в своей учительской жизни увидеть горящие глаза детей, ловящих каждое твое слово, поймут, что ради этого не жалко никаких дополнительных временных затрат.
|